вторник, 12 февраля 2013 г.

дифдагноз-рак тонкой кишки

Может, кто помнит, я в поиске источников для написании реферата про Хауса и религию. Так вот, я его написала и выкладываю. Букв много.На научность не претендую, вообще ни на что не претендую, кроме получения удовольствия от самого процесса работы. Так что тапками не кидаться, хотя ваше ИМХО всегда интересно. Но и мое прошу уважать:)Как всегда, хотелось поработать хорошо и тщательно, а получилось - одну ночь. В итоге косяков можно найти столько, сколько захочется. Что действительно хорошо в работе - так это обилие хаусизмов на заявленную тему. HOUSE vs GOD: тема богоборчества на современном телевиденииВведениеРелигия никогда не ограничивалась только рамками церкви, однако в современном мире ее выход за рамки религиозных учреждений заметен особенно сильно. Пережив кризис, связанный с эпохой господствования материалистических взглядов, религиозность возвращается в нашу жизнь, претерпев значительные изменения. Многие теологи отмечают, что религиозный дискурс отныне ведется преимущественно в плоскости массовой культуры, хотя еще недавно он был ограничен узкоспециализированными площадками. Религиозные убеждения прочно вошли в русло культурного мейнстрима.Кроме этой, отмечается еще одна интересная тенденция современная религиозность стала как никогда интимной и свободной. И речь идет даже не о том, что огромное количество верующих живет вне лона какой-либо церкви. В нынешнем светском, демократическом обществе западного типа религия приспосабливается существовать в условиях свободы совести и веры. Это означает, что каждый волен верить в то, во что ему заблагорассудилось, и что каждый свободен организовать свою личную жизнь согласно этим верованиям. Результатом Просвещения явилось не полное исчезновение религии, но ее приватизация, ее уход в сферу частной жизни. В современном мире «религия является делом личного вкуса» , а значит, на него можно влиять. Тут на арену выходят медиа. И их главное оружие телевидение.Телевидение, несомненно, оказывает огромное влияние на мировоззрение современного человека. Актуальным становится вопрос о том, как религия отражена в телевизионном экране. Для того, чтобы понять, как общество начала XXI века осмысливает такие понятия, как религия, вера, бог, следует обратиться к телевизионным продуктам. Я остановила свой выбор на сериале «Доктор Хаус», который с 2004 года идет на американском телеканале FOX и признан самым популярным сериалом в мире - только по телевидению его смотрят почти 82 миллиона человек во всем мире (еще следует иметь в виду не поддающееся подсчету количество зрителей в интернете). Объект исследования сериал «Доктор Хаус» стал настоящим феноменом культуры последних лет. И дело даже не в том, что этот сериал бьет все рекорды популярности и получает все ведущие телепремии, дело в том, что он затрагивает самые важные проблемы современного общества и дает не всегда ожидаемые ответы.«Доктор Хаус» изначально был рассчитан на интеллектуальную публику. И качество продукта оказалось достаточно хорошим для того, чтобы породить мощную общественную дискуссию. Для западного общества, затянутого поясами толерантности, этот сериал стал глотком свежего воздуха в нем без стеснения и купюр обсуждаются, такие темы, как аборты, эвтаназия, расизм, эмансипация. Конечно, «Хаус» побуждает людей обсуждать и темы такого уровня как религия и мораль. Этот сериал обсуждается в университетах, по нему пишутся философские книги (в этом году в Росси готовится к изданию переведенная книга «Хаус и филососфия»), и собираются конференции нельзя не признать, что это действительно один из самых интеллектуально мощных проектов на современном телевидении. На обсуждения, порождаемые эпизодами сериала, считают нужным откликаться и Ватикан, и православные издания, и многие современные мыслители.Ряд таких публикаций будет использован в этой работе. В частности, материалы научной конференции «Доктор Хаус против бога дилемма современности», которая проводилась кружком теологов Силезского университета в Польше. Ученые, на материале сериала, обсуждали, как в современном обществе соотносятся разум и вера (на настоящий момент на русском языке доступна лишь небольшая часть дискуссии). Эта работа будет посвящена развитию это темы. Ее цель определить, какую модель сосуществования разума и веры в бога предлагает этот сериал современному обществу. Для ее достижения будут выполнены следующие задачи: 1.сделан обзор религиозных воззрений основных героев сериала;2.проведен разбор эпизодов, в которых наиболее полно раскрывается тема религии и бога;3.выявлены тенденции в отображении религиозной тематики в сериале. Автор работы также обращается к ряду телевизионных обзоров, опубликованных в российской и зарубежной прессе. Доктор Хаус неожиданный герой XXI векаДля начала попробуем определиться с личностью главного героя. Доктор Грегори Хаус глава диагностического отделения больницы Принстон-Плейнсборо. Его трудно назвать положительным персонажем. Медицинский гений, он склонен к мизантропии. Циник, манипулятор, не признает правил (как однажды охарактеризовали его в сериале: «Он не нарушает правила, он игнорирует их»). Большую часть сериала страдает наркотической зависимостью принимает обезболивающие от хронических болей в ноге. К нему, как правило, попадают только те больные, от которых уже отказались все врачи. Его способен заинтересовать только действительно сложный случай: «Я разгадываю загадки. Спасение жизней побочный эффект». Вполне способен рискнуть жизнью пациента ради своей игры. Почти в каждой серии Хаус сталкивается с угрозой смерти пациента, а поэтому темы бога и религии возникают сами собой. Что касается религиозных воззрений самого Хауса, то он называет себя атеистом, что не удивительно для врача. Но так ли это в действительности, мы попытаемся понять, разобрав ключевые серии. Хаус очень образован, в том числе и в религиозном ключе он часто наизусть цитирует писание и тору, хорошо знаком со многими религиозными традициями. Полиглот, в том числе говорит на иврите. Герои сериала в контексте веры и религииГлавными героями сериала являются члены команды врачей диагностического отделения доктора Хауса и еще несколько сотрудников госпиталя. Религиозным взглядам самого Грегори Хауса, как протагониста этого сериала, будет посвящена значительная часть этой работы, поэтому в этой главе мы лишь обозначим религиозные позиции остальных членов команды (и их взгляды по наиболее существенным вопросам), ведь по традиции американских телесериалов, коллектив героев должен представлять собой примерный срез общества, на которое рассчитано шоу. Итак, доктор Джеймс Уилсон, онколог, лучший друг Хауса, светский еврей, не соблюдающий обряды, одобряет эвтаназию; Доктор Лиза Кадди, глава госпиталя, еврейка, соблюдает многие традиции; Доктор Роберт Чейз, католик, до работы врачом учился в семинарии, но потерял веру, особенно в институт церкви. В минуты кризисов может молиться. В пятом сезоне убивает пациента, диктатора африканской страны, чтобы спасти ее народ от геноцида. Ищет прощения на исповеди, но не получает его, поскольку не раскаивается; Доктор Элиссон Кэмерон, не верит в бога, но признает наличие высшей силы. В одной из серий говорит об этом «Размышлять нам о ней, все равно что пингвинам думать о ядерной физике». Зато верит в моральные принципы, для нее мораль превыше всего; Доктор Эрик Форман, афроамериканец, из религиозной семьи и продолжает верить, однако не высказывает явно своей веры. Молится в кризисные моменты, например, когда был при смерти.Как раскрываются темы бога, религии и веры в эпизодах сериала «Доктор Хаус»?Тема религии проходит красной нитью через весь сериал ведь практически в каждой серии героям приходится сталкиваться с вопросами жизни и смерти. Однако есть ряд эпизодов, где темы религии и бога особенно очевидны их мы рассмотрим в этой главе.Серия 1-05 «Будь проклят, если ты сделаешь это» У вас больше шансов, если вы поставите на меня, а не на бога (с) Доктор Хаус Этот эпизод был первым, в котором всерьез была затронута тема религии, и он дал понять зрителям, что вера от атеизма до католицизма будет с уважением раскрываться в сериале. Пациенткой Хауса становится католическая монахиня Августина (в прошлом воспитанница католического сиротского приюта), которую доставляют с серьезной аллергией, внешне напоминающей стигматы. Хаус, несмотря на свои традиционные насмешки, сразу получает отпор: «Если я сломала ногу, - говорит ему пациентка, - я верю, что этого хотел бог. Но я также верю, что бог хочет, чтобы я наложила на нее гипс». В этой серии интересно раскрывается личность одного из членов команды Хауса доктора Чейза, который успел поучиться в семинарии до того, как решил стать врачом. В его диалоге с пациенткой затрагивается тема о смысле внутрицерковной жизни. Он пытается убедить пациентку, что ее пребывание в монастыре бессмысленно, и, если она хочет приносить пользу миру, то нужно делать это в миру. Чейз поступил согласно своему мировоззрению: пребывание в семинарии оттолкнуло его от религии, и он стал врачом, потому что этот способ спасать мир гораздо действеннее, чем молитвы и посты. Однако религия все еще остается в его жизни он цитирует свои любимые псалмы, а на вопрос, почему он покинул семинарию, отвечает, что он не прошел это испытание. В то же время Хаус ударяется в поиски компромата на свою пациентку и ее подруг по церкви. И весьма в этом преуспевает, - оказывается, между приютом и постригом Августина успела и пожить на улице, и стать наркоманкой и сделать аборт. Поиски диагноза долго остаются безуспешными, и пациентка отчаивается она решает выписаться и полностью положиться на бога. Естественно, доктор Хаус против такого подхода он пытается убедить ее остаться и продолжать бороться, говоря о том, что вера в такой ситуации не помощник. Здесь он впервые формулирует свою позицию: «Мне трудно принять саму концепцию веры она не основана ни на логике, ни на ощущениях». Хаус выступает как атеист, пытаясь противостоять пациентке, которая настаивает на том, что бог будет с ней, умрет ли она или останется в живых. И поэтому не так уж важно, что будет. И Хаус тут бессилен: «У нее бог внутри, было бы легче, если бы это была опухоль». В споре с пациенткой всплывает и мысль, которая больше всего интересует автора этой работы и будет звучать еще не раз: «Нельзя злиться на бога и не верить в него одновременно. Этого даже вы не можете» . И наконец, в этом эпизоде Хаус впервые сравнивает себя с богом: когда дифдагноз зашел в тупик, доктор Уилсон задает ему вопрос: «Может быть, это просто божья воля?» , - и получает ответ: «Это не моя воля» .Серия 2-19 «Хаус против Бога» Если ты говоришь с богом ты верующий, если бог говорит с тобой, ты псих (с) Доктор ХаусВ этом эпизоде тема религии раскрывается наиболее ярко. Пациентом Хауса становится 15-летний проповедник, который ездит по городам и исцеляет людей. Юноша весьма заинтересовал Хауса, и, явно, не своей болезнью. Он утверждает, что с ним говорит бог, Хаус произносит фразу, вынесенную в эпиграф этой главы и, помимо этого, говорит: «Вера это синим невежества, не так ли? Никогда не понимал как можно гордиться верой в то, что, нельзя доказать, словно это подвиг» . В дискуссии о вере со своим другом он говорит: «Я бы понял, если бы люди так искали способ заткнуть дыры, но им нравятся эти дыры, они хотят в них жить» - Хаус понимает, что вера необходима некоторым людям как объяснение, как последняя надежда, но не может понять беспричинной веры. Чейз начинает вести на доске в кабинете счет: «Хаус против бога». Тем временем проповедник исцеляет умирающую пациентку с раком и Хаус растерян. Зато его пациент настолько уверовал в помощь бога, что, при молчаливом согласии своего отца, отказывается от необходимой операции. Хаус, впрочем, не отчаивается: «Или так [с пациентом говорит бог] или мне придется ходить в церковь по воскресеньям, а я не могу у меня боулинг!» и н

Пятница, 18 декабря 2009

House vs God — Доктор Грегори Хауз

Комментариев нет:

Отправить комментарий